10.07.2017 | 2862
Дома, нарядно украшенные, часто называют «пряничными домиками». Эльзасская деревня Риквир кажется полностью «пряничной», игрушечной. С фахверковыми домами, испеченными из разноцветного теста. Все выглядит празднично, «вкусно». Каждая вывеска – произведение искусства, как и вся центральная улица Шарля-де-Голля. Что ни дом – памятник архитектуры, чаще 16 века, а есть и более ранние.
Облик Риквира практически не изменился с XVI столетия. Сегодня это местечко, находящееся на туристической «Винной дороге Эльзаса», входит в список «Ста самых красивых деревень Франции». Правда, как-то сложно называть деревней городок, окруженный каменной стеной, с башней-воротами высотой 25 метров. Деревня Франции, в которой целых пять музеев, а когда-то на одной площади стояли по соседству сразу три церкви? На самом деле, за свою долгую жизнь Риквир побывал и укрепленным городом. Многое им пережито с 6 века, когда, по легенде, здесь появился первый поселенец. Тогда виноградарь по имени Рихо построил в этом месте усадьбу, которую стали называть «Рихо Вилла» (от латинского «villare – двор»). Ее название предположительно дало впоследствии имя селению.
Оно уютно расположилось в винодельческой эльзасской долине - примерно в 10 километрах от ближайшего города Кольмара, где мы уже побывали.
На заднем плане фото - вид из Риквира на виноградники. Они окружают деревню живописным ковром, и скучать в дороге среди эльзасских видов не придется. Также можно видеть одни из ворот крепости.
В старый город Риквира мы вошли через… Дольдер. Это верхние крепостные ворота деревни (1291 года постройки) с башней и колокольней. Дольдер в переводе с эльзасского диалекта означает «высшая точка». Высота действительно значительная для такого городка: 25 метров, и она была призвана устрашить противника. Сегодня на башне обзорная площадка. В крепость можно попасть еще через двое ворот – в зависимости от того, где припаркуетесь. Часто туристические маршруты начинают от Дольдера - по главной (и единственной большой) улице Генерала де Голля, к которой примыкают остальные крохотные узкие улочки.
Когда-то все во всех четырех этажах Дольдера размещалась семья хранителя башни. Каждый вечер он запирал городские ворота, а в случае тревоги будил риквирцев сигналом колокола.Теперь на трех этажах здания расположился местный музей искусств и народных традиций. В башне хранится собрание оружия 15 – 17 веков, а также коллекция виноградарских инструментов и других предметов, связанных с винным производством. Еще здесь собраны ценные документы и воспоминания местных жителей.
Вечером башня становится особенно загадочной, благодаря подсветке. Неподалеку от Дольдера Башня Воров («Тур-де-Волёр), где можно побывать в сохранившейся со Средневековья камере пыток. От такого удовольствия мы отказались.
На фото башни справа виднеется фонтан. Не снимали крупным планом: казалось – ничего особенного: фонтан как фонтан. Уже позже, читая путеводитель, поняли, что в маленьком Риквире нет мелочей: каждый уголок скрывает интересную историю. Оказалось, это «Мерный фонтан» 1560 года, около которого впервые стали проверять емкость бочек и других сосудов: соответствовал ли заявленный виноделами размер реальному. Только имел ли фонтан практическое отношение к этой процедуре, или просто обозначал место проверки, - найти информацию не удалось.
В Риквире, как и в соседних деревнях, ошибкой будет не попробовать эльзасское вино: рислинг, гевюрцтраминер (сладкое пряное), мускат, пино гри… Интересно, что во всей Франции вину дают название по провинции («Бургундское», «Нормандское», «Шампань»…), а в Эльзасе по сортам винограда. Около 150 миллионов бутылок ежегодно производит этот регион.
На улице Генерала де Голля, да и в других закоулках старого города, внимания заслуживает каждый дом, без преувеличения. Здесь становится понятно, почему увидеть небольшой сегодня Риквир (около 1000 жителей) приезжает столько туристов со всей Европы и не только. Нашей прогулке немного помешал дождь, но все же удалось сделать несколько снимков.
Залюбовались этим «Домом гастронома» («А l’etoille» - «У звезды»). Он украшен прихотливым орнаментом фахверховых балок. Раньше стиль фахверк нам казался для всех построек общим: это каменные здания с несущими конструкциями из дерева. Оказывается, расположение фахверковых балок имеет символическое значение. Например, в «Доме гастронома» они изогнуты в форме «курульного кресла». Такой узор означал, что собственники здания – аристократы. Скульптура на балке в виде стоящего человека (на фото видна слева) означала мужественность. А диагональный крест («Крест Святого Андрея») в фахверке символизировал защиту.
На вывеске дома изображен гастроном – владелец постоялого отеля - с кувшином и бокалом, а перед ним звездочка. Вывески – полноправные достопримечательности Риквира. Ведь многие из них, как и эта, созданы художником-карикатуристом Жаном-Жаком Вальцем, уроженцем Кольмара, известным больше под псевдонимом Дядюшка Анси (Ханси). Во время Первой мировой войны он прославился сатирическими карикатурами, критикующими немецкую администрацию и призывающими вернуть Эльзас Франции. В Риквире есть музей, посвященный художнику, в доме с поэтичным названием «В гнезде аистов». Обратите внимание: зимой все музеи деревни закрыты.
Пройдемся по главной улице, любуясь домами, часто украшенными эркерами. Они позволяют наполнить дом светом, а фасады делают особенно изящными.
Риквир Франция. Улица Генерала де Голля.
Среди этой красоты трудно поверить, что Риквир пережил Тридцатилетнюю войну 17-го века, с ее разрухой, голодом и эпидемиями. Время оставило нам чудесную архитектуру, самобытный дух Эльзаса. А зло если и сохранилось, то в некоторых музейных экспонатах да в нестрашном « сказочном» в обличье. Как, например, в «магазинчике ведьм», где собраны игрушки, имеющие отношение к колдунам и колдуньям. Сегодня их фигурки считаются, наоборот, талисманами.
По-доброму волшебный и еще один магазинчик - «рождественский», где круглый год сохраняется атмосфера этого праздника и представлен огромный выбор игрушек и украшений.
КОММЕНТАРИИ