23.07.2017 | 3846
Продолжаем прогулку по Красной площади.
Более 500 лет поражают посетителей стены и башни Московского Кремля. Создание комплекса задумал Иван III. Все башни имели отдельные выходы к стенам, поэтому охрана могла делать обходы, не спускаясь на землю. Большая часть из 20 башен получила единое оформление при архитектурных работах в 17 веке. Никольскую выделяет из остальных, псевдоготический стиль, который придан сооружению при его перестройке (19 век).
Башни были особенно сильно повреждены в Отечественной войне (1812). Их восстановлением руководил архитектор О.И. Бове. При реставрации Кремлевского ансамбля убрали ров, пересекающий Красную Площадь, а также бастионы, созданные во времена Петра Первого.
Со стороны Красной площади, восточная сторона Кремля, мы видим Спасскую башню, Сенатскую башню, Никольскую башню. Чуть дальше за Спасской башней вдоль Васильевского спуска виднеются Царская башня и Набатная башня.
В Набатной башне в свое время располагались колокола Спасского набата, звон которых предупреждал о пожаре.
Царская башня – небольших размеров, находится прямо на стене, напоминают вышку. По приданию была наблюдательным пунктом Ивана Грозного.
Задачей этого укрепления северо-восточной части ансамбля было защитить город с той части, где не было водного барьера. Башня расположена сразу за главными воротами, в старину снабженными специальным ходом в Кремль. Среди декора заметны скульптуры мифологических животных. Знаменитые часы-Куранты в том виде, в каком дошли до нас, она приобрела в середине 19 в. Первая среди башен по оборонительным возможностям.
Далее идет Сенатская башня – располагается за мавзолеем Ленина.
Ныне нарядная постройка в псевдоготическом стиле. Особую ажурность, даже «кружевные» черты придает ей декор из белого камня. Важную историческую роль башне выпало сыграть во времена Смуты и польской интервенции. Через врата Никольской, а также ее «соратницы» Спасской башни, 1 ноября 1612 в Москву вошло ополчение под предводительством К. Минина и Дм. Пожарского. Так что есть смысл особо вспомнить и поблагодарить эту «красавицу» в Праздник народного единства.
Звезды на восточной стороне Кремля венчают Никольскую и Спасскую башни.
Самый значимый среди исторических и государственных символов, что есть в Кремле. Они символ Нового года – праздника надежды на будущее, под их бой миллионы людей загадывают желание. Именно их рисуют дети в своих рисунках Кремля: башни, стены, звезды и Куранты.
А ведь раньше они были совсем другими. Первый автор Курантов, чье имя известно, – шотландец Кристофер Галлоуэй, работал над ними вместе с русскими мастерами (1625 год). Его современники писали, как дивно: в европейских часах движется часовая стрелка, а в кремлевских московских наоборот – цифры перемещаются навстречу стрелке! Изобретатель же британский объясняет это следующим образом: русские поступают иначе, чем остальные люди, потому и созданное ими тоже должно быть необычным. По первому кругу шли сначала цифры, по второму кругу шли буквы, роль стрелки выполняло Солнце с длинным лучом внизу, которое располагалась вверху, где сейчас цифра 12.
Нынешние часы сохранились с 1851 года, но первые их предшественники появились еще в конце 16 века. Сейчас они исполняют мелодии Российского гимна и хор «Славься» из оперы М. Глинки. Вообще же в ходе истории довелось играть разнообразный репертуар: «Интернационал», марш «Вы жертвою пали» - в советское время, «Коль славен наш Господь в Сионе» - в 19-м веке, а в 18-м – немецкое «Ах, мой милый Августин» … Куранты шли об руку со страной, отсчитывая время и меняясь вместе с ней.
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и – обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой –
Заветное преданье поколений...
(М. Лермонтов)
КОММЕНТАРИИ