18.07.2020 | 1999
Экскурсия началась от Курортной улицы, мы начали спускаться по проспекту Айвазовского к центральной набережной Феодосии. Гуляя по набережной, мне всегда было интересно, кому же принадлежали эти шикарные дачи, почему-то я были уверена, что скорее всего здесь отдыхала знать из Москвы и Петербурга.
И вот первое мое открытие, нет, все эти дачи принадлежали местным жителям, людям, для которых Феодосия была родным и любимым городом, которые вложили в развитие города душу, время и деньги.
У каждого здания своя судьба, большинство из них были восстановлены после войны, некоторые ушли безвозвратно, и на их месте сейчас стоят мрачные послевоенные постройки, которые безрезультатно пытались, а может и не пытались, вписать в облик строений на набережной. Феодосия практически была стерта с лица земли во время Великой отечественной войны.
Сейчас с усмешкой вспоминаю свою просьбу к экскурсоводу, сократить немного экскурсию (дети, им сложно пройти 3,5 часа). На вопрос, на чём сократить? Отвечаю: «Давайте вы не будете рассказывать про Айвазовского». И по глаза экскурсовода понимаю, сказала какую-то глупость. «Вы уверены?» - спрашивает меня экскурсовод. Я утвердительно киваю, но видя его недоумение, добавляю: «Хорошо, давайте будем ориентироваться по обстоятельствам и детям».
Иван Константинович Айвазовский, человек, без которого мы не узнали этот город таким, какой он сейчас встречает нас. Не было бы набережной, железной дороги, порта. Всё это было построено по его инициативе и на его деньги. А вы знаете, что набережная за железной дорогой насыпная, и здесь должны плескаться волны? В свое время море доходило прямо до насыпи железной дороги. Феодосия многим обязана этому гениальному человеку, и город помнит об этом. Для жителей Феодосии Айвазовский был и остаётся отцом города. Мы побывали на могиле Ивана Константиновича и его второй жены Анны Никитичны.
Похоронены они на территории средневекового Храма Сурб Саркис (Святого Саркиса), в этом храме Айвазовский был крещён.
На территории храма разрешалось хоронить только святых, ни Айвазовский, ни его жена, святыми не признаны, но удостоились такой чести. Если будете в Феодосии зайдите к ним на могилку, энергетика там хорошая. К сожалению, в храм мы не попали, он был уже закрыт, но обязательно туда сходим чуть позже.
Дальше наш путь лежит в Генуэзскую крепость. По дороге мы минуем место, где на протяжении многих столетий (14-17 век) существовал рынок рабов. Это одни из самых крупных рынков того времени на территории Крым, через него были проданы в рабство примерно 2-3 миллиона человек. Именно на этом рынке была продана Роксалана, жена Сулеймана Великолепного, Хурем Султан. Сейчас на этом месте разбит сквер и построена детская площадка.
И вот мы возле развалин Генуэзской крепости.
Потрясающий вид открывается на Феодосию и Феодосийский залив.
До сих пор под стенами крепости можно найти осколки глиняной посуды, вода вымывает их из-под земли.
Вокруг крепости расположился один из старинных районов Феодосии Карантин. Почему Карантин? Вот это тоже было для меня открытием. Одна из версий. В 14 веке крепость принадлежала генуэзцам, во время осады крепости ханом Джанибека , в войске хана началась жуткая болезнь. Хан смекнул и приказал, перекидывать погибших от болезни с помощью катапульты через стены в город. Вскоре в городе начался мор. Итальянцы спешно покидают город на кораблях. И развозят болезнь по всей Европе. Так чума пришла в Европу и скосила более 75 миллионов человек. Считается, что тогда было применено первое бактериологическое оружие. Слово карантин произошло от итальянского quaranta, в переводе на русский «сорок». Впервые карантин был применен в Венеции, сорок дней корабли должны были провести на карантине, прежде чем войти в порт. Поэтому в этом районе Феодосии мы встречаем много улиц, где в название есть слово карантин. К сожалению, Феодосия, сама того не подозревая, была прямой виновницей распространения чумы.
Около 9 вечера наша экскурсия закончилась. Время прошло незаметно, море информации и положительных эмоций. Спасибо нашему экскурсоводу Илье.
КОММЕНТАРИИ