14.08.2017 | 3344
В предыдущей статье мы рассказали, как приобрести билеты в музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге, и какие дни предпочесть, чтобы избежать очереди. Здесь советы, что посмотреть в Эрмитаже? Полюбуемся на некоторые экспонаты и залы. Интерьеры здания впечатляют не меньше экспозиций: как искусством художников и архитекторов, так и ценными материалами, роскошью отделки.
Забавно:
чтобы пройти через все 350 залов Эрмитажа, нужно прошагать 20 км. А если еще остановиться хотя бы на минуту перед каждым из 3 миллионов экспонатов – прогулка займет 8 лет жизни.
Подпись: Арка у Дворцовой площади.
Адрес Эрмитажа в Санкт-Петербурге: Метро: Адмиралтейская, Невский проспект (переход на ст. Гостиный двор) Дворцовая набережная, 34
Прекрасная комната больше похожа на шкатулку с драгоценностями. Оформление подчеркивает изящество, любовь к красоте и женственность ее владелицы. Первым автором был А. Брюллов, однако позднее интерьер изменил архитектор Г. Боссе. Прихотливые орнаменты, металлические и деревянные с позолотой, сплетаются в капризный, тонкий узор. Стены и потолок оформлены семью зеркалами, образующими бесконечные цепочки отражений. Дизайнеры отмечают, что убранство будуара словно рисует сложное, переменчивое настроение, чувствительность, грацию. Малиновый шелк в отделке дополняет общую роскошь.
Этот интерьер считается одним из самых роскошных во дворце. Парадный зал, принадлежавший также Марии Александровне, оформлен в одном стиле с малахитовым. Последний тоже называли иногда «золотым». Оба спроектировал Александр Брюллов. Изначально проект был строг - позолотой блистала только стенная лепнина. Впоследствии помещение обновил архитектор Андрей Штакеншнейдер, превратив его в настоящие золотые покои, отделав золотом потолки, мебель, двери, всю стенную поверхность и даже паркет.
Камин декорирован картиной из мозаики и барельефом, колоннами из яшмы. В витринах можно увидеть камеи французских и итальянских мастеров.
Шикарные покои повидали много событий, веселых и серьезных. В них устраивались рождественские елки для цесаревичей. Александр III собирал Государственный Совет для решения будущего начатых реформ – после убийства террористами их автора, государя-освободителя Александра II.
Его хозяйкой была свекровь Марии Александровны, супруга Николая I Александра Федоровна. На этом месте находилась прежде яшмовая гостиная, но она сильно пострадала от пожара с 1837 г., после чего А. Брюллов спроектировал новую. От прежней осталась большая малахитовая ваза, а также предметы мебели по эскизам Огюста Монферрана. Когда смотришь на огромные малахитовые колонны, создается впечатление, что они вырезаны из огромных цельных кусков малахита. На самом деле, это камень хрупкий, из которого редко создаются монолитные предметы. Колонны выполнены в старинной технике русской мозаики. Мастера-умельцы вырезали из малахита тонкие пластиночки (лишь 2-3 миллиметра!), которыми обклеивали изделия: например, шкатулки; декорировали мебель. Даже гигантские колонны Исаакиевского собора украшены малахитом. В работе есть особая сложность: так кропотливо подбирать узор – природный рисунок камня на пластинках, находящихся рядом, чтобы предмет казался выполненным из цельного куска малахита.
В комнате, помимо колонн, малахитом отделаны пилястры, два крупных камина. Обивка мебели и шторы – малинового цвета, который смело сочетается с изумрудным малахитовым. По этому залу и ногами ступать неудобно, ведь даже под ними произведение искусства – наборный паркет с орнаментом. Его узор перекликается с потолочным. Стены отделаны искусственным мрамором, что выглядит особенно нарядно в сочетании с обилием позолоты - на дверях, потолке.
Почему хочется рассказать именно об этой скульптуре? Просто по случайному выбору из 3 миллионов экспонатов музея. Почему-то в последнее посещение именно она приковала взгляд и поразила неожиданным образом зимы. Девушка с нежным взглядом, заботливо прикрывающая полой одежды цветы – по всем канонам ей бы именоваться Весной (так и подумали дети, бывшие рядом на экскурсии). Даже если не видеть черт ее лица, силуэт выражает многое: смирение, грацию, задумчивость, загадку и мудрость, несмотря на юность. Никак не ассоциируется с зимой – может, потому, что в русских сказках это чаще какая-нибудь недобрая старуха. Разрушительница, а здесь вдруг - хрупкая хранительница, укрывающая нежные, как она сама, растения.
Самым знаменитым среди работ скульптора считают другой шедевр – статую «Медного всадника» - Петра Первого. Но интересно: именно заканчивая «Зиму», Э.М. Фальконе писал, что, возможно, это та работа, лучше которой ему ничего больше не придется создать. Он рано стал популярным придворным скульптором, и статую Зимы начал по заказу Мадам де Помпадур. В те времена при дворе был популярен стиль рококо: утонченный, декоративный, но в некотором роде искусственный, манерный. Очевидно, художнику было тесно в рамках стиля, ведь он с горячностью утверждал, что скульптор должен воссоздавать «природу живую, страстную!». По причине смерти заказчицы, работа была остановлена, а закончена уже в России, куда прибыл по приглашению Екатерины для создания «Медного всадника».
В девушке-«зиме» проявились черты не только рококо, но и реалистичные. Ее облик, движения традиционно изящны, но при этом жизненны, непосредственны. Тени и свет создают впечатление обнаженной женской кожи. Друг Фальконе Дени Дидро восхищался статуей именно благодаря «верности природе». Автор действительно умел прочувствовать и с тонкостью передать природные черты.
Музей Эрмитаж хранит сходные по стилю шедевры Фальконе: «Психея», «Нежная грусть», «Флора». Здесь и группа «Милон Кротонский», за создание которой мастер был принят в Парижскую Академию.
КОММЕНТАРИИ